Рабочая программа по информатике для 8-9 классов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Республики Башкортостан
МКУ Отдел образования МР Зианчуринский район РБ
МОБУ СОШ д. Верхний Муйнак

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО

Заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
________________________

Киньябузова Ф. Р. ________________________
Кутушева Г. К.
Протокол № 1 от «28»
Приказ
№180
от «30»
Бурангулова А. Г.
августа 2023 г.
августа 2023 г.
Протокол № 1 от «29»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3923618)
учебного предмета «Информатика. Базовый уровень»
для обучающихся 7–9 классов

д. Верхний Муйнак 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике для 7-9 классов рассчитана на изучение информатики на базовом
уровне и составлена на основании: закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 г №273-ФЗ; Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 г. №1897; Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством
образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных учреждениях; Примерной программы основного общего образования по
информатике; авторской программы по информатике для 7-9 классов (авторы Семакин И. Г., Залогова Л.
А., Русаков С.В., Шестакова Л. В.);
Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену
существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые
специалисту приходится осваивать заново. В этих условиях велика роль фундаментального образования,
обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий,
в том числе информационных.
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах
различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она
способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных
способностей и познавательных интересов школьников.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают
информационные процессы и информационные технологии.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии
решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная
модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств
информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной
грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения
эффективности освоения других учебных предметов.
В настоящей рабочей программе учтено, что сегодня в соответствии с новым Федеральным
государственным образовательным стандартом начального образования учащиеся к концу начальной
школы приобретают ИКТ-компетентность, достаточную для дальнейшего обучения. Далее, они закрепляют
полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс
информатики, завершающий основную школу, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже
имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения
* формирование информационной культуры; формирование представления о компьютере как
универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования
компьютерных устройств;
* формирование представления об основных изучаемых понятиях;
* формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ
представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с
использованием соответствующих программных средств обработки данных.
* освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных
процессах, системах, технологиях и моделях;
* овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других
средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную
информационную деятельность и планировать ее результаты;
* развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами
ИКТ;

* воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения; избирательного отношения к полученной информации;
* выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении
индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий,
востребованных на рынке труда.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных
процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с
математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного
мировоззрения.
Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем
как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые
информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и
коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной
цивилизации.
Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ),
освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного
процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся
значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и
личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней
накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято
называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего
мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную
мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных.
Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития
разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной
деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики для 7-9 классов основной школы акцент сделан на изучении
фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры. Курс информатики
опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое
осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Информатика изучается в 7—9 классах основной школы. На изучение информатики отводится по 1
часу в неделю.
4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ИНФОРМАТИКИ.
Сформулированные цели реализуются через образовательные результаты, которые структурированы
по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и
государственные потребности. Они включают предметные, метапредметные и личностные результаты.
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных
отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному
процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными
результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
 наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития
личности, государства, общества;
 понимание роли информационных процессов в современном мире;
 владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;



ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;
 развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
 способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость
подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
 готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;
 способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе
образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
 способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания
основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации
средств ИКТ
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех
учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так
и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при
изучении информатики в основной школе, являются:
 владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм»,
«исполнитель» и др.;
 владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои
действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять
способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
 владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и
формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов
информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
 владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний:
умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или
знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для
описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно
перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму
представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели
объекту и цели моделирования;
 ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и
передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного
пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание
письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых
сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и
социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного
предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового

знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и
социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о
ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями,
методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе
отражают:
 формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о
компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков
и умений использования компьютерных устройств;
 формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель –
и их свойствах;
 развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в
современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного
исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и
операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими
структурами — линейной, условной и циклической;
 формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ
представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики,
диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
 формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и
права.
5. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
7 КЛАСС
Введение в предмет. Происхождение термина «информатика». Слово «информация» в обыденной
речи.
Человек и информация. Информация, как данные, которые могут быть обработаны
автоматизированной системой, и информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком.
Термин «информация» (данные) в курсе информатики. Передача информации. Источник и приёмник
информации. Основные понятия, связанные с передачей информации (канал связи, скорость передачи
информации по каналу связи, пропускная способность канала связи). Постановка вопроса о количестве
информации, содержащейся в сообщении. Размер (длина) текста как мера количества информации.
Подход А. Н. Колмогорова к определению количества информации.
Текстовая информация и компьютер. Символ. Алфавит — конечное множество символов.
Разнообразие языков и алфавитов. Неполнота текстового описания мира. Литературные и научные
тексты.
Текст — конечная последовательность символов данного алфавита. Расширенный алфавит русского
языка. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите. Кодирование символов одного
алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите. Кодовая таблица. Декодирование. Постановка
вопроса об однозначности декодирования. Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова (8, 16,
32). Примеры. Код ASCII. Кодировки кириллицы. Представление о стандарте Юникод. Знакомство с
двоичной системой счисления. Дискретизация. Тезис: все данные в компьютере представляются как тексты
в двоичном алфавите (последовательности нулей и единиц). Единицы измерения длины двоичных т екстов:
бит, байт, производные от них единицы. Позиционные системы счисления с основанием 8, 16 и другие.
Обработка текстов. Текстовый редактор. Операции редактирования. Создание структурированного
текста. Проверка правописания, словари. Специальные средства редактирования: ссылки, выделение
изменений, включение в текст графических и иных информационных объектов. Деловая переписка,
учебная публикация, коллективная работа.

Устройство компьютера. Основные аппаратные компоненты современного компьютера: процессор,
оперативная память, внешняя (энергонезависимая) память, устройства ввода-вывода. Роль программ при
использовании компьютера. Понятие о носителях информации, используемых в ИКТ, их истории и
перспективах. Представление об объёмах данных и скоростях доступа, характерных для различных видов
носителей.
Представление о тенденциях развития компьютеров и их компонент, о темпах роста характеристик
компьютеров, о физических ограничениях значений характеристик. Суперкомпьютеры. Знакомство с
параллельными вычислениями..Представление об их устройстве, использовании и перспективах. Файл.
Характерные размеры файлов (примеры: тексты, видео, результаты наблюдений и моделирования).
Файловая система. Каталог (директория). Файловые менеджеры. Операции с файлами. Оперирование
файлами и каталогами в наглядно графической форме. Архивирование и разархивирование.
Графическая информация и компьютер. Компьютерная графика и области её применения.
Понятие растровой и векторной графики. Графические редакторы растрового и векторного типа.
Технология мультимедиа. Понятие о мультимедиа. Компьютерные презентации. Создание
презентации с использованием текста, графики и звука. Представление звука в памяти компьютера.
Технические средства мультимедиа. Запись звука и изображения с использованием цифровой техники.
Создание презентации с применением записанного звука и изображения (либо с созданием гиперссылок).
Подготовка презентаций. Графические редакторы.
8 КЛАСС
«Передача информации в компьютерных сетях». Роль компьютеров и ИКТ при передаче и
обработке информации. Информационно-компьютерные сети. Интернет. Сетевое хранение данных.
Основные этапы и тенденции развития ИКТ. Виды деятельности в Интернете. Приёмы, повышающие
безопасность работы в Интернете. Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования.
Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи
данных. Электронная почта, телеконференции, обмен файлами. Интернет Служба World Wide Web.
Способы поиска информации в Интернете. Поиск информации в Интернете с использованием поисковых
систем. Проблема достоверности полученной информации. Электронная подпись, сертифицированные
сайты и документы. Стандарты в сфере информатики и ИКТ. Примеры стандартов докомпьютерной и
компьютерной эры. Личная информация, средства её защиты. Организация личного информационного
пространства.
Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств ИКТ. Экономические,
правовые и этические аспекты использования компьютеров и средств связи.
«Информационное моделирование». Понятие модели; модели натурные и информационные.
Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические,
математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения
компьютерного информационного моделирования. Простейшие математические модели. Их отличия от
натурных моделей и от словесных (литературных) описаний. Использование компьютеров при
математическом моделировании. Понятие о моделировании (в широком смысле) при восприятии мира
человеком. Системы, модели, графы.
«Хранение и обработка информации в базах данных». Представление о задаче поиска информации
в файловой системе, базе данных, Интернете. Запросы по одному и нескольким признакам. Методика и
средства поиска информации. Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы
данных. Проектирование однотабличной базы данных. Формирование запросов к готовой базе данных
«Табличные вычисления на компьютере». Динамические (электронные) таблицы. Использование
формул. Составление таблиц. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании)
данных. Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в
электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц. Использование встроенных
математических и статистических функций. Сортировка таблиц.
9 КЛАСС
«Управление и алгоритмы»

Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель
алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы. Языки для
записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и
циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод
пошаговой детализации.
«Введение в программирование»
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке
Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания,
ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки
массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация,
алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование. Представление о структурах данных. Примеры
задач с использованием графов, деревьев, строк.
«Информационные технологии и общество»
Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных
ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе.
Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере. Стандарты
в сфере информатики и ИКТ. Примеры стандартов докомпьютерной и компьютерной эры. Личная
информация, средства её защиты. Организация личного информационного пространства.
Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств ИКТ. Экономические,
правовые и этические аспекты использования компьютеров и средств связи.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическое обеспечение
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
*
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник
для 7 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний
*
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник
для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний
*
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник
для 9 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний
*
Информатика и ИКТ : задачник-практикум / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний
*
М.С. Цветкова, О.Б. Богомолова. Методическое пособие для учителя Информатика УМК для
основной школы (7-9 класс) М.: БИНОМ. Лаборатория знаний
Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) (включен в Единую коллекцию ЦОР).
Электронное
приложение
к
учебникам
«Информатика»
для
8-9
(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.php)
включают:
 методические материалы для учителя;
 файлы-заготовки (тексты, изображения), необходимые для выполнения работ
компьютерного практикума;
 текстовые файлы с дидактическими материалами (для печати);
 дополнительные материалы для чтения;
 мультимедийные презентации ко всем параграфам каждого из учебников;
 интерактивные тесты.
Материально-техническое обеспечение

класса

*
Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация
современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение,
качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
*
Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную
учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер.
В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
*
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - дает
доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими
школами.
*
Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со
звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
*
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными
объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль
специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательн ого характера,
например, с ДЦП.
*
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер;
фотоаппарат; аудио и видео магнитофон - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс
информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками входит индивидуальный
микрофон для ввода речи учащегося.
Программные средства
*
Операционная система.
*
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
*
Антивирусная программа.
*
Программа-архиватор.
*
Клавиатурный тренажер.
*
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и
векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
*
Простая система управления базами данных.
*
Система автоматизированного проектирования.
*
Виртуальные компьютерные лаборатории.
*
Система оптического распознавания текста.
*
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
*
Система программирования.
*
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
*
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
*
Программа интерактивного общения
*
Простой редактор Web-страниц
7. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В 7-9 КЛАССАХ
ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
В результате освоения курса информатики в 7—9 классах учащиеся получат представление:
 о понятии «информация» — одном из основных понятий современной науки; о понятии
«данные» и о других базовых понятиях, связанных с хранением, обработкой и передачей
информации;
 о методах представления (кодирования) и алгоритмах обработки данных, о способах разработки
и программной реализации простейших алгоритмов;
 о математических и компьютерных моделях, их использовании в науке и технике;
 о современных компьютерах — универсальных устройствах обработки информации, связанных в
локальные и глобальные компьютерные сети;
 о мировых и национальных стандартах в сфере информатики и информационно-компьютерных

технологий (ИКТ);
о применении компьютеров в научно-технических исследованиях;
о мировых сетях распространения и обмена информацией, об авторском праве и других
юридических и моральных аспектах создания и использования интеллектуальной собственности
в современном мире;
 о различных видах программного обеспечения и сервисов по обработке информации;
 о существовании вредоносного программного обеспечения и средствах защиты от него;
 о направлениях развития
компьютерной техники (суперкомпьютеры,
мобильные
вычислительные устройства и др.).
 У выпускников будут сформированы:
 основы алгоритмической культуры;
 умение составлять простейшие программы обработки числовых данных;
 базовые навыки и умения, необходимые для работы с основными видами программных систем и
сервисов;
 базовые навыки коммуникации с использованием современных средств ИКТ;
 начальные представления о необходимости учёта юридических аспектов любого использования
ИКТ, о нормах информационной этики.
Обучающиеся познакомятся с одним из языков программирования и основными алгоритмическими
структурами — линейной, условной и циклической; получат опыт написания и отладки программ в
выбранной среде программирования.
7 класс
Введение в предмет.
Человек и информация.
Выпускник научится:
находить связь между информацией и знаниями человека;
понимать, что такое информационные процессы;
определять какие существуют носители информации;
определять функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и
формальные языки;
понимать, как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
понимать, что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Выпускник получит возможность научиться:
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой
деятельности, живой природы и техники;
определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
Компьютер: устройство и программное обеспечение
Выпускник научится:
правилам техники безопасности и при работе на компьютере;
узнавать состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное
взаимодействие;
основным характеристикам компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств
ввода и вывода информации);
понимать структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
понимать типы и свойства устройств внешней памяти;
понимать типы и назначение устройств ввода/вывода;



1.
2.
3.
-

4.
-

5.
-

6.
-

1.
-

определять сущность программного управления работой компьютера;
принципам организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка),
файловая структура;
узнавать назначение программного обеспечения и его состав.
Выпускник получит возможность научиться:
включать и выключать компьютер;
пользоваться клавиатурой;
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать
с окнами;
инициализировать выполнение программ из программных файлов;
просматривать на экране директорию диска;
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение,
удаление, переименование, поиск;
использовать антивирусные программы.
Текстовая информация и компьютер
Выпускник научится:
способам представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки,
текстовые файлы);
определять назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
основным режимам работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический
контроль, поиск и замена, работа с файлами).
Выпускник получит возможность научиться:
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
Графическая информация и компьютер
Выпускник научится:
способам представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке
цвета, видеопамяти;
понимать какие существуют области применения компьютерной графики;
определять назначение графических редакторов;
определять назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа:
рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
Выпускник получит возможность научиться:
строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
Мультимедиа и компьютерные презентации
Выпускник научится:
понимать что такое мультимедиа;
понимать принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
понимать основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Выпускник получит возможность научиться:
Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук,
анимацию и текст.
8 класс
Передача информации в компьютерных сетях
Выпускник научится:
понимать, что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
определять назначение основных технических и программных средств функционирования сетей:
каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

-

2.
-

3.
4.
-

определять назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты,
телеконференций, файловых архивов и др;
понимать. что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная
паутина» — WWW.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями
одноранговой сети;
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы;
работать с одной из программ-архиваторов.
Информационное моделирование
Выпускник научится:
понимать что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
понимать какие существуют формы представления информационных моделей (графические,
табличные, вербальные, математические).
Выпускник получит возможность научиться:
приводить примеры натурных и информационных моделей;
ориентироваться в таблично организованной информации;
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;
Хранение и обработка информации в базах данных
Выпускник научится:
понимать, что такое база данных, СУБД, информационная система;
понимать, что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы
полей;
формировать структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
понимать, что такое логическая величина, логическое выражение;
понимать, что такое логические операции, как они выполняются.
Выпускник получит возможность научиться:
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
организовывать поиск информации в БД;
редактировать содержимое полей БД;
сортировать записи в БД по ключу;
добавлять и удалять записи в БД;
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
Табличные вычисления на компьютере
Выпускник научится:
понимать. что такое электронная таблица и табличный процессор;
основным информационным единицам электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и
способы их идентификации;
определять какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор
работает с формулами;
основным функциям (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
графическим возможностям табличного процессора.
Выпускник получит возможность научиться:
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление,
вставка, сортировка;
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
9 класс
1. Управление и алгоритмы
Выпускник научится:
- понимать, что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
- понимать сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и
обратной связи в этой схеме;
- понимать, что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
- определять в чем состоят основные свойства алгоритма;
- способам записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
- понимать основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры
алгоритмов;
- определять назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов:
метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
Выпускник получит возможность научиться:
- при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
- пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом
языке;
- выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
- составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных
исполнителей;
- выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
2. Введение в программирование
Выпускник научится:
- основным видам и типам величин;
- определять назначение языков программирования;
- понимать, что такое трансляция;
- определять назначение систем программирования;
- правилам оформления программы на Паскале;
- правилам представления данных и операторов на Паскале;
- устанавливать последовательность выполнения программы в системе программирования.
Выпускник получит возможность научиться:
- работать с готовой программой на Паскале;
- составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
- составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
- отлаживать, и исполнять программы в системе программирования.
3. Информационные технологии и общество
Выпускник научится:
- основным этапам развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
- основным этапам развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
определять в чем состоит проблема безопасности информации;
понимать какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов.
Выпускник получит возможность научиться:
- регулировать свою информационную деятельность в соответствие с этическими и правовыми
нормами общества.
-

№

8. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
Учебная тема
Кол-во часов

п/п

теория
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Техника безопасности в компьютерном классе
Введение в предмет
Человек и информация
Первое знакомство с ПК
Текстовая информация и компьютер
Графическая информация и компьютер
Технология мультимедиа
Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование
Резерв (Повторение)

Итого
№
п/п

Название раздела,
темы

1

Техника безопасности в
компьютерном
классе.
Предмет информатики.

2
3

Информация и знания.
Информационные
процессы.

4

Работа с клавиатурным
тренажёром.
Измерение
информации.

5

Количество
часов
теор
практ
ия
ика
1

1
2
5
3
3
2

3
2
6
2
2
1
2

16

18

Основные виды деятельности
учащихся

Аналитическая деятельность:
* пояснять смысл употребления
слова «информация» в обыденной
речи (подбирать синонимы);
* приводить
примеры
различных
способов
передачи
сведений
(произнесение
при
разговоре по телефону фразы «Меня
зовут Женя», передача соседу по
парте шпаргалки с текстом «Волга
впадает в Каспийское море»,
заполнение на компьютере заказа на
покупку в интернет-магазине книги
«Робинзон Крузо») и пояснять, какие
физические процессы при этом
происходят.

1
1

1
1

практика

Аналитическая деятельность:
* приводить
примеры
символов, которые встречаются в
книгах, написанных на русском
языке;
* приводить
примеры
общеупотребительных
символов,
которые,
как
правило,
не

Д

встречаются в книгах, написанных
на естественных языках (дорожные
знаки и т. п.).
Практическая деятельность:
* Решение задач вида:
* Сколько есть текстов данной
длины в данном алфавите?
* Перечислить
все
тексты
длины 4 в алфавите из двух букв.
* Найти наименьшее число k,
для которого есть не менее 20
различных текстов длины k в
4-буквенном алфавите
6
7

8

9
10
11

12

Тестирование по теме
«Человек и информация»
Назначение
и
устройство компьютера.
Устройство
персонального
компьютера
и
основные
характеристики.

1
1

1
его

Понятие программного
обеспечения и его типы.
Файлы и файловые
структуры.
Работа с файловой
структурой операционной
системы
Пользовательский
интерфейс

1
1
1

1

Аналитическая деятельность:
* анализировать
причины
физических
ограничений
вычислительной
мощности
компьютера заданного размера;
* сравнивать
производительность,
стоимость
приобретения
и
стоимость
эксплуатации суперкомпьютера и
персонального компьютера;
* анализировать
различные
гигиенические, эргономические и
технические нормы эксплуатации
средств
ИКТ
и
ущерб
от
несоблюдения этих норм.
Практическая деятельность:
* исследование
компонент
компьютера;
* сравнение
характеристик
различных однотипных устройств
Аналитическая деятельность:
* сравнивать функции сходных
по назначению программных систем
и сервисов.
Аналитическая деятельность:
* приводить
примеры
носителей
информации
(электронных и неэлектронных);
* уметь
объяснять
сравнительные преимущества и
недостатки различных носителей
информации
* выражать одни операции
файловой системы через другие

(если это возможно);
* выполнять
различные
команды файловой системы в
различных файловых менеджерах.
Практическая деятельность:
* оценивать размер файлов,
подготовленных с использованием
различных
устройств
ввода
информации в заданный интервал
времени: клавиатура, микрофон,
фотокамера, видеокамера;
* выполнять
лабораторные
работы по измерению степени
сжатия
данных (относительных
размеров файлов), обеспечиваемого
различными алгоритмами
* выполнять
практическую
работу с файловой системой;
* сравнивать
свойства
различных методов упаковки
13
14

Тестирование по теме
«Первое знакомство с
компьютером»
Представление текстов
в памяти компьютера.
Кодировочные таблицы

1

1

Аналитическая деятельность:
* приводить
примеры
кодирования
с
использованием
различных
алфавитов,
которые
встречаются в окружающей жизни;
* зашифровывать тексты
с
помощью своих кодов.
Практическая деятельность:
* кодировать и декодировать
текст при заданной кодовой таблице;
* определять
количество
символов,
которые
можно
закодировать, используя двоичный
код с фиксированной длиной
кодового слова;
* выражать длину заданного
двоичного
текста
в
байтах,
килобайтах и т. д. Оперировать с
единицами измерения
размеров
двоичных текстов;
* переводить числа из двоичной
и
шестнадцатеричной
системы
счисления в десятичную;
* выполнять кодирование и
декодирование текстов, написанных
на смеси латиницы и кириллицы (66
русских букв и 52 латинские буквы,

15
16

Текстовые редакторы и
текстовые процессоры
Основные приемы
ввода и редактирования
текста

1
1

17

Работа со шрифтами,
приёмы форматирования
текста.

1

18

Использование буфера
обмена для копирования
и перемещения текста.
Работа с таблицами

1

19

1

Дополнительные
возможности текстового
процессора
Итоговое практическое
задание на создание и
обработку текстовых
документов
Тестирование по теме
«Текстовая информация и
компьютер»

1

23

Компьютерная графика
и области её применения.

1

24

Технические средства
компьютерной графики
Кодирование
изображения
Работа с растровым
графическим редактором
Работа с векторным
графическим редактором
Понятие о

1

20

21

22

25
26
27
28

пробел, цифры и специальные
знаки), используя таблицы: а)
Юникода; б) КОИ-8; в) Windows
1251
Аналитическая деятельность:
* называть несколько команд
обработки текстов, общих для
различных текстовых редакторов.
Практическая деятельность:
* создавать различные виды
текстов в одном из редакторов
Аналитическая деятельность:
* анализировать возможность
применения различных атрибутов
текста.
Практическая деятельность:

работа
по
смысловому
выделению ключевых моментов
текста
Практическая деятельность:
2
 приемы работы по копированию и
8.01
вставке текста
Практическая деятельность:
4
* анализировать
данные
с .02
помощью динамических таблиц;
* строить графики и диаграммы
1
1.01

1

1
8.02

1

2
5.02

1
1

Аналитическая деятельность:
* анализ
возможностей .03
применения
схем,
чертежей,
иллюстраций в тексте, презентациях
Практическая деятельность:
1.03
 работа по созданию схем, чертежей,
иллюстраций
в
различных 8.03
редакторах
5.03

1

4

1
1
2
8

.04
1

Аналитическая деятельность:

1

29

30

31

32

33

мультимедиа.
Компьютерные
презентации
Представление звука в
памяти
компьютера.
Технические
средства
мультимедиа.
Создание презентации с
использованием текста,
графики и звука, с
созданием гиперссылок.
Тестирование по темам
«Компьютерная графика»
и «Мультимедиа»
Промежуточная
аттестация. Итоговое
тестирование
Решение задач

* анализ
возможностей 5.04
визуального изложения мыслей, в
сочетании с текстом, таблицами
Практическая деятельность:
2
 работа по созданию презентаций 2.4
различной тематики

1

1

2
9.04

1

6
.05

1

1
3.05

1

2
0.05

34

Итоговое занятие

1

2
7.05

8 класс
№

Учебная тема

п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Итого:

Техника безопасности в компьютерном классе
Передача информации в компьютерных сетях
Информационное моделирование
Хранение и обработка информации в базах данных
Табличные вычисления на компьютере
Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование
Резерв (Повторение)

№ п/п Тема урока

1

2
3

4

Кол-во часов
теория
практика
3
4
2
2
3

10

Количество часов
Основные виды
теория практика деятельности учащихся

Техника безопасности в
компьютерном классе.
Компьютерные сети:
виды, структура.
Работа в локальной сети
компьютерного класса
Электронная
почта,
телеконференции, обмен
файлами.

1

Интернет Служба World
Wide Web. Способы
поиска информации в

1

1
1

Аналитическая
деятельность:
• приводить
примеры
систем,
созданных
человеком для передачи
вещества,
энергии
и
информации
в
промышленности
и
в
быту;
• уметь
описывать
основные свойства таких
систем
с
помощью
числовых характеристик
(пропускная способность,
задержки,
стоимость
передачи и др.).
Практическая
деятельность:
• уметь
использовать
электронную почту, чат,
форум;
• участвовать в работе
сайта школы;
• определять минимальное
время, необходимое для
передачи
известного
объёма данных по каналу
связи
с
известными
свойствами

2
8
6
1
3
24

Дата п

5

6

7

8

Интернете
Работа с WWW:
использование
URL-адреса и
гиперссылок, сохранение
информации на локальном
диске.
Создание простейшей
Web-страницы с
использованием
текстового редактора.

Тестирование по теме
«Передача информации в
компьютерных сетях»
Понятие модели.
Графические
информационные модели.

1

1

Аналитическая
деятельность:
• приводить
примеры
ситуаций,
в
которых
требуется
поиск
информации;
• описывать
возможные
пути поиска информации с
использованием и без
использования
компьютера,
с
использованием и без
использования Интернета;
• указывать преимущества
и недостатки различных
способов поиска.
Практическая
деятельность:
• проводить
поиск
информации в Интернете,
в файловой системе, в
словаре

1

1

Аналитическая
деятельность:
•
приводить примеры
носителей
информации
(электронных
и
неэлектронных);
• уметь
объяснять
сравнительные
преимущества
и
недостатки
различных
носителей информации
Практическая
деятельность:
•
оценивать размер
файлов, подготовленных с
использованием
различных
устройств
ввода
информации
в
заданный
интервал
времени:
клавиатура,
микрофон,
фотокамера,
видеокамера;
•
выполнять

9
10

Табличные модели
Информационное
моделирование на
компьютере

11

Тестирование по теме
«Информационное
моделирование».
Понятие базы данных и
информационной
системы.
Назначение СУБД. Работа
с готовой БД.
Проектирование
однотабличной базы
данных.

12
13
14

15

16

17
18

19

20

Условия поиска
информации, простые
логические выражения
Формирование простых
запросов к готовой базе
данных.
Логические операции.
Сложные условия поиска
Формирование сложных
запросов к готовой базе
данных
Сортировка записей,
простые и составные
ключи сортировки
Использование
сортировки, создание
запросов на удаление и
изменение

1
1

лабораторные работы по
измерению
степени
сжатия
данных
(относительных размеров
файлов), обеспечиваемого
различными алгоритмами
Практическая
деятельность:
• анализировать данные с
помощью динамических
таблиц;
• строить
графики
и
диаграммы

1

1

1
1

1

1

1
1

1

1

Аналитическая
деятельность:
* анализ
сохраняемых
данных,
выделение основных и
второстепенных деталей
для создания структуры
БД
Практическая
деятельность:
 создание
информационных
БД
различной тематики
Аналитическая
деятельность:
• анализировать
логическую
структуру
фраз естественного языка.
• Практическая
деятельность:
• формально записывать
условия
нахождения
исполнителя в заданном
состоянии,
например:
Робот
стоит
в
закрашенной клетке, из
клетки, где стоит Робот,
есть более одного выхода,
рядом с Роботом нет ни
одной стены;
• используя
операции
сравнения
числовых
значений,
формально

записывать на выбранном
алгоритмическом
языке
условия принадлежности
точки
с
заданными
координатами
простейшим фигурам на
плоскости:
начало
координат; множество из
двух
точек;
первый
квадрант; замкнутый луч
— биссектриса первого
квадранта;
полоса,
параллельная одной из
осей координат, и др.;
• вычислять
истинное
значение
логической
формулы, в том числе
заданной на каком-нибудь
языке программирования
21

22

23

Тестирование по теме
«Хранение и обработка
информации в базах
данных»
Системы счисления.
Двоичная система
счисления.
Представление чисел в
памяти компьютера

24

Табличные расчёты
электронные таблицы.

25

Работа с готовой
электронной таблицей.

1

1

1

и

1

1

Аналитическая
деятельность:
* развитие понятия о
структуре
систем
счисления,
умение
представлять любое число
в системе счисления
Практическая
деятельность:
 работа по переводу
чисел из одной системы
счисления в другую
Практическая
деятельность:
• анализировать данные с
помощью динамических
таблиц;
• строить
графики
и
диаграммы
Практическая
деятельность:
• анализировать данные с
помощью динамических
таблиц;
• строить
графики
и
диаграммы

Абсолютная и
относительная адресация.
Использование
встроенных
математических и
статистических функций.

1

28

Деловая графика.
Логические операции и
условная функция.
Построение графиков и
диаграмм.

1

29

Математическое
моделирование с
использованием
электронных таблиц.

1

30

Тестирование по теме
«Табличные вычисления
на компьютере»

1

26
27

1

Практическая
деятельность:
• анализировать данные с
помощью динамических
таблиц;
• строить
графики
и
диаграммы
Практическая
деятельность:
• анализировать данные с
помощью динамических
таблиц;
• строить
графики
и
диаграммы
Аналитическая
деятельность:
• приводить
примеры
математических моделей,
изучаемых
в
школе
(модель
объекта
«материальная точка на
прямой»; модель процесса
«равномерное движение
материальной точки на
прямой до столкновения с
препятствием» и др.);
• выделять
математические
модели
среди
представленных
описаний
явлений
окружающего мира.
Практическая
деятельность:
• подбор
параметров
модели
с
помощью
натурных экспериментов
или известных данных;
• поиск
необходимых
данных в Интернете и
учебно-научной
литературе
(самостоятельно или с
помощью учителя);
• проведение
компьютерных
экспериментов

31

32
33-34

Промежуточная
аттестация. Итоговое
тестирование.
Решение задач
Резерв. (Повторение)

1

1
2

9
№

класс

Учебная тема

п/п
1.
2.
3.
4.
5
Итого:

№
рока

1

2

3

4

5

6
7
8

9

10

Техника безопасности в компьютерном классе.
Управление и алгоритмы
Введение в программирование
Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование
Информационные технологии и общество
Повторение (творческая работа)

Тема урока

5

12
1
1
2
23

2
11

Кол-во часов

теория
Техника безопасности в
1
компьютерном классе.
Управление и
кибернетика. Управление
с обратной связью
Понятие алгоритма и
1
его свойства.
Исполнитель алгоритмов
Работа с учебным
исполнителем
алгоритмов: построение
линейных алгоритмов
Вспомогательные
1
алгоритмы и
подпрограммы
Работа с учебным
исполнителем
алгоритмов:
использование
вспомогательных
алгоритмов
Циклические алгоритмы
Работа с циклами
1
Ветвления и
последовательная
детализация алгоритма
Использование метода
последовательной
детализации для
построения алгоритма
Зачётное задание по
алгоритмизации
«Составление линейных,

Кол-во часов
теория
практика
4
7

Основные виды деятельности
учащихся

Дата
проведения

практика
8.09

1

1

1
1

1

1

Аналитическая деятельность:
 анализировать изменение значений
величин
при
пошаговом
выполнении алгоритма;
 определять по выбранному методу
решения
задачи,
какие
алгоритмические
конструкции
могут войти в алгоритм;
 сравнивать различные алгоритмы
решения одной задачи.
Практическая деятельность:
 исполнять готовые алгоритмы для
конкретных исходных данных;
 преобразовывать запись алгоритма
с одной формы в другую;
 строить цепочки команд, дающих
нужный результат при конкретных
исходных данных для исполнителя
арифметических действий;
 строить цепочки команд, дающих
нужный результат при конкретных
исходных данных для исполнителя,
преобразующего строки символов;
строить арифметические, строковые,
логические выражения и вычислять их
значения

15.09

22.09

29.09

11

12

13

14
15
16

17

18

19
20

21
22
23

24

25

26

ветвящихся и
циклических алгоритмов
для учебного
исполнителя»
Тестирование по теме
«Управление и
алгоритмы»
Программирование.
Алгоритмы работы с
величинами.
Знакомство с языком
Паскаль. Линейные
вычислительные
алгоритмы
Разработка линейных
алгоритмов
Программирование
ветвлений
Разработка программы
на языке Паскаль с
использованием простых
ветвлений
Логические операции на
Паскале.
Программирование
диалога с компьютером
Разработка программы
на языке Паскаль с
использованием
логических операций
Программирование
циклов
Разработка программ c
использованием цикла с
предусловием
Алгоритм Евклида
Одномерные массивы в
Паскале
Разработка программ
обработки одномерных
массивов
Понятие случайного
числа. Поиск чисел в
массиве.
Разработка программы
поиска числа в случайно
сформированном
массиве.
Поиск наибольшего и

1

1

1

1
1
1

1

1

Аналитическая деятельность:
• анализировать
готовые
программы;
• определять по программе, для
решения какой задачи она
предназначена;
• выделять этапы решения задачи
на компьютере.
Практическая деятельность:
• программировать
линейные
алгоритмы,
предполагающие
вычисление
арифметических,
строковых
и
логических
выражений;
• разрабатывать
программы,
содержащие оператор/операторы
ветвления
• разрабатывать
программы,
содержащие
оператор
(операторы) цикла;
• разрабатывать
программы,
содержащие подпрограмму;

12.01

19.01

1

26.01

1

2.02

1
1

9.02
16.02
1

2.03

1

9.03

1

1

Аналитическая деятельность:
• анализировать готовые
программы;
• определять по программе,
• для решения какой задачи

16.03

23.03

27

28

29

30

31

32

33

34

наименьшего элементов
массива.
Сортировка массива.
Составление программы
на Паскале сортировки
массива.

Итоговое задание по
теме «Программное
управление работой
компьютера».
Промежуточная
аттестация.
Итоговое тестирование
Предыстория
информатики. История
ЭВМ, программного
обеспечения и ИКТ
Социальная
информатика:
информационные
ресурсы,
информационное
общество.

Тестирование по теме
«Информационные
технологии и общество»
Творческая работа:
создание кроссвордов,
буклетов, докладов,
рефератов, презентаций и
иных электронных
документов по теме:
«ИКТ и общество»
Защита творческих
работ

она предназначена;
выделять этапы решения
задачи на компьютере.
Практическая деятельность:
• разрабатывать программы для
обработки одномерного
массива:
• нахождение минимального
(максимального) значения в
данном массиве;
• подсчёт количества и суммы
элементов массива,
удовлетворяющих
некоторому условию
•

1

6.04

1

13.04

1

20.04
Аналитическая деятельность:
 Использование
информационных технологий в
различных сферах деятельности.
 Правовые
аспекты
использования
информационных
технологий.

1

1

27.04

4.05

Практическая деятельность
 Оценка
своей
информационной деятельности и
приведение её в соответствии с
этическими и правовыми нормами
общества.
1

11.05

1

18.05

1

25.05


Наверх

Үҙидара ултырышы

15 сентябрь Муйнак урта мәктәбендә уҡыусыларҙың үҙидара йыйылышы булып үтте. Көн тәртибендә түбәндәге һорауҙарҙы ҡарап үттеләр 

1.2021-2022 уҡыу йылын йомғаклау отчетын.

2.2022-2023 уҡыу йылына план ҡабул итеү.

3.Укыусыларҙың үҙидара ойошмаһын һайлау 

Йыйылышта барыһыла әүҙем ҡатнашты, бөтә һорауҙарзы ҡарап, ҡарарҙар ҡабул иттелар

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».