Календарно-тематическое планирование «БИОЛОГИЯ. 5 КЛАСС» Планирование составлено на основе программы основного общего образования по биологии 5 класс. Автор: В. В. Пасечник. Общее количество часов — 35, в неделю — 1час. № урока Тема урока 1 Живая и неживая природа- единое целое 2 Входная контрольная работа. Биология в системе наук о живой приоде. 3 Характеристика основных видов деятельности (предметный результат) Дата предварит. фактич Объясняют роль биологии в практической деятельности людей. Выполняют задания контрольной работы. 5.09 Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии 19.09 4. Кабинет биологии. Л/р №1. Изучение лабораторного оборудования и правила работы с ним в школьном кабинете биологии Роль биологии в жизни современного человека. 5 Методы исследования биологии 03.10 6. Измерения в биологических исследованиях. Л/р № 2. Порядок проведения измерений. Научный метод. Наблюдение. Объекты живые и фиксированные Измерения. Измерительные приборы. Предел измерения. Цена деления. 7 Эксперимент в биологичских исследованиях 17.10 8-9 Описание результатов исследований. Л/р № 3. Использование схем, таблиц и диаграмм. Эксперимент. Эксперимент. Теория. Закон. Диаграмма –круговая. Столбчатая. 12.09 26.09 10.10 24.10 07.11 10. Организм- единое целое 11. Устройство увеличительных приборов. Л/р №4. Изучение клеточного строения с помощью лупы. Клетка- основная единица живого организма. 12. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Уровни организации. Клетка . Ткань. Орган. Световой микроскоп: тубус, окуляр, объектив. Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки 14.11 21.11 28.11 13 Л/р №5. Изучение клеток различных организмов на готовых препаратах с помощью микроскопа. 14. Жизнедеятельность организмов. Процессы жизнедеятельности организмов: питание. Рост, дыхание, размножение, развитие. 15 Разнообразие живой природы и их классификация Определяют понятия «царство 19.12 Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа. 16. Л/р № 6. Ознакомление с принципами систематики организмов 05.12 12.12 26.12 17 Многообразие и значение растений, животных и грибов. Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу. Бактерии. Вирусы. Пандемия 18. Многообразие и значение растений , бактерий и вирусов 19. Среда обитания Экологические факторы: Абиотические, биотические. антропогенные 20. Водная среда обитания 21. Наземно-воздушная среда обитания Соленые и пресные водоемы. Планктон. Теплоемкость. Пресноводные и морские организмы. Высокогорные растения и животные. Светолюбивые , теневыносливые, тенелюбивые. Животные: дневные и ночные. 22. Почвенная среда обитания 23. Лабораторная работа № 7. Выявление приспособлений организмов к среде обитания Почва. Структура почвы. Плодородие. Гумус. Почвенные организмы. Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. 24. Организмы как среда обитания Взаимовыгодные отношения. Паразиты. Хозяины. 25. Сезонные изменения в жизни организмов Фотопериодизм. Листопад, Спячка. Линька. Миграция. 27. Взаимосвязи организмов в природном сообществе. 28. Природные связи в природных сообществах. 29. Разнообразие природных сообществ. 30. Искусственные сообщества. 31. Животный и растительный мир природных зон. 32. Изменения в природе и связи с деятельностью человека. Охрана природы. 33. 34. Обобщение пройденного материала за год. Проверочная работа. Природное сообщество. Продуценты. Консументы. Редуценты. Пищевые связи. Пищевые цепи. Пищевые сети. Природные сообщества: озеро, пруд, болото, лес, луг. Агросообщество. Поле. Лесопарк. Природная зона. Экваториальный лес, саванны, степь, тайга , тундра. Загрязнение. Безотходное производство. Запаведник. Национальный парк. Памятник природы. Красная книга.