география 5 класс

РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
________________________
Киньябузова Ф.Р.
Протокол №1
от «31» 08 2023г г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
___________
Бураангулова А.Г.
Протокол №1
от «31» 08 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
____________
Кутушева Г.К.
Приказ №
от «31» 08 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «География»
для обучающихся 5 классов
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«ГЕОГРАФИЯ»
География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся
систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как
планете людей, об основных закономерностях развития природы, о
размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных
природных, экологических и социально-экономических процессов, о
проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к
устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии в основной школе является базой для
реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических
закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном
в системе непрерывного географического образования, основой для
последующей уровневой дифференциации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Изучение географии в общем образовании направлено на достижение
следующих целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине,
взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного
географического образа России, ценностных ориентаций личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды,
решения географических задач, проблем повседневной жизни с
использованием географических знаний, самостоятельного приобретения
новых знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному
уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о
взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы,
населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения
окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения различных
источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для

описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных
географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных географических
знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при
решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе
краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни
процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для
продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям),
требующим наличия серьёзной базы географических знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В системе общего образования «География» признана обязательным
учебным предметом, который входит в состав предметной области
«Общественно-научные предметы».
Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит
с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе
«Окружающий мир».
Учебным планом на изучение географии отводится 272 часа: по одному часу
в неделю в 5 и 6 классах и по 2 часа в 7, 8 и 9 классах.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
Раздел 1. Географическое изучение Земли
Введение. География — наука о планете Земля
Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления.
Как география изучает объекты, процессы и явления. Географические методы
изучения объектов и явлений. Древо географических наук.
Практическая работа
1. Организация фенологических наблюдений в природе: планирование,
участие в групповой работе, форма систематизации данных.
Тема 1. История географических открытий
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет,
Древняя Греция, Древний Рим). Путешествие Пифея. Плавания финикийцев
вокруг Африки. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в
древности. Появление географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов,
древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия М. Поло и А.
Никитина.
Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие
Нового света — экспедиция Х. Колумба. Первое кругосветное плавание —
экспедиция Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий. Карта
мира после эпохи Великих географических открытий.
Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли —
открытие Австралии. Русские путешественники и мореплаватели на северо-

востоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция (Русская экспедиция
Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытие Антарктиды).
Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей
Земли. Изучение Мирового океана. Географические открытия Новейшего
времени.
Практические работы
1. Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых
в разные периоды.
2. Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по
предложенным учителем вопросам.
Раздел 2. Изображения земной поверхности
Тема 1. Планы местности
Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные
знаки. Масштаб. Виды масштаба. Способы определения расстояний на
местности. Глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности.
Изображение на планах местности неровностей земной поверхности.
Абсолютная и относительная высоты. Профессия топограф. Ориентирование
по плану местности: стороны горизонта. Разнообразие планов (план города,
туристические планы, военные, исторические и транспортные планы, планы
местности в мобильных приложениях) и области их применения.
Практические работы
1. Определение направлений и расстояний по плану местности.
2. Составление описания маршрута по плану местности.
Тема 2. Географические карты
Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от
сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты.
Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и меридианы. Экватор и
нулевой меридиан. Географические координаты. Географическая широта и
географическая долгота, их определение на глобусе и картах. Определение
расстояний по глобусу.
Искажения на карте. Линии градусной сети на картах. Определение
расстояний с помощью масштаба и градусной сети. Разнообразие
географических карт и их классификации. Способы изображения на
мелкомасштабных географических картах. Изображение на физических
картах высот и глубин. Географический атлас. Использование карт в жизни и
хозяйственной деятельности людей. Сходство и различие плана местности и
географической карты. Профессия картограф. Система космической
навигации. Геоинформационные системы.
Практические работы
1. Определение направлений и расстояний по карте полушарий.
2. Определение географических координат объектов и определение
объектов по их географическим координатам.
Раздел 3. Земля — планета Солнечной системы
Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма,
размеры Земли, их географические следствия.

Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Географические
следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни
весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния.
Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности
Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги. Вращение Земли
вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле.
Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.
Практическая работа
1. Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и
высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и
времени года на территории России.
Раздел 4. Оболочки Земли
Тема 1. Литосфера — каменная оболочка Земли
Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин.
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Строение земной
коры: материковая и океаническая кора. Вещества земной коры: минералы и
горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и
метаморфические горные породы.
Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа.
Движение литосферных плит. Образование вулканов и причины
землетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивности землетрясений.
Изучение вулканов и землетрясений. Профессии сейсмолог и вулканолог.
Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних
и внутренних процессов. Виды выветривания. Формирование рельефа земной
поверхности как результат действия внутренних и внешних сил.
Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Планетарные формы
рельефа — материки и впадины океанов. Формы рельефа суши: горы и
равнины. Различие гор по высоте, высочайшие горные системы мира.
Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа, крупнейшие по
площади равнины мира.
Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и на равнинах.
Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с
ней экологические проблемы.
Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков.
Срединно-океанические хребты. Острова, их типы по происхождению. Ложе
Океана, его рельеф.
Практическая работа
1. Описание горной системы или равнины по физической карте.
Заключение
Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности»
Сезонные изменения продолжительности светового дня и высоты Солнца
над горизонтом, температуры воздуха, поверхностных вод, растительного и
животного мира.
Практическая работа

1. Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за
погодой.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п

Наименование Количество часов
разделов и
Контрольные
тем
Всего
работы
программы

Введение.
Зачем нам
география и
1.
как мы
будем ее
изучать
Как люди
2. открывали
Землю
Планета
3.
Земля
4.
План и карта
Литосфера каменная
5.
оболочка
Земли
6
Резерв
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Практические
работы

1

0

0

6

0

0

5

1

1

11

1

4

10

1

3

3

8

1
34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п
1
2
3
4

Тема урока
Зачем нам география и как мы
будем ее изучать
География в древности.
География в эпоху Средневековья
Эпоха Великих географических
открытий

Количество часов
Всег
Контр. Практ.
о
работы работы

Дата
изучения

1

0

0

06.09.2023

1
1

0
0

0
0

13.09.2023
20.09.2023

1

0

0

27.09.2023

5
6
7
8
9
10

Географические открытия XVII—
XIX вв.
Российские путешественники
География сегодня
Урок-обобщение по разделу «На
какой Земле мы живем»
Мы во Вселенной
Учимся с « Полярной звездой» (1)
Движения Земли

1

0

0

19.10.2023

1

0

0

04.10.2023

1

0

0

11.10.2023

1

0

0

1
1

0
0

1
0

18.10.2023
25.10.2023
08.11.2023

11

Солнечный свет на Земле

1

0

0

15.11.2023

12

Контрольная работа по разделу
«Планета Земля »

1

1

0

22.11.2023

1

0

0,5

29.11.2023

1

0

0

06.12.2023

1

0

0

13.12.2023

1
1
1
1

0
0
0
0

1
0
0
0

20.12.2023
27.12.2023
10.01.2024
17.01.2024

1

0

0.5

24.01.2024

1

0

1

07.02.2024

1

0

1

14.02.2024

1

1

0

21.02.2024

13

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Ориентирование на
местности. Практическая работа
"Составление описания маршрута
по плану местности"
Земная поверхность на плане и
карте (1)
Земная поверхность на плане и
карте (2)
Учимся с « Полярной звездой» (2)
Географическая карта
Градусная сетка
Географические координаты (1)
Географические координаты (2)
Пр.р. «Определение расстояний,
направлений и географических
координат по карте»
Учимся с « Полярной звездой» (3)
Решение задач по теме «План и
карта»
Контрольная работа по разделу
План и карта.

24

Земная
кора-верхняя
литосферы

часть

1

0

0

28.02.2024

25

Горные породы, минералы и
полезные
ископаемые
Пр.р.

1

0

0,5

06.03.2024

«Определение горных
описание их свойств»

пород

и

26

Движение
земной
Землетрясения.

коры.

1

0

0

13.03.2024

27

Движение земной коры. Вулканизм.
Пр.р. Работа с контурными картами.

1

0

0,5

20.03.2024

28

Рельеф
Земли.
Равнины Пр.р.
Отметить на контурных картах
крупные формы рельефа, равнины

1

0

0,5

03.04.2024

29

Рельеф Земли. Горы Пр.р. Отметить
на контурных картах крупные
формы рельефа, горы

1

0

0,5

10.04.2024

30

Учимся с «Полярной звездой» (4)

1

0

1

17.04.2024

31.

Литосфера и человек

1

0

0

24.04.2024

32.

Урок-обобщение
Литосфера-твердая
Земли.

теме
оболочка

1

0

0

08.05.2024

33.

Итоговая контрольная работа за весь
учебный год

1

1

0

15.05.2024

34

Резервное время

1

3

8

22.05.2024

по


Наверх

Үҙидара ултырышы

15 сентябрь Муйнак урта мәктәбендә уҡыусыларҙың үҙидара йыйылышы булып үтте. Көн тәртибендә түбәндәге һорауҙарҙы ҡарап үттеләр 

1.2021-2022 уҡыу йылын йомғаклау отчетын.

2.2022-2023 уҡыу йылына план ҡабул итеү.

3.Укыусыларҙың үҙидара ойошмаһын һайлау 

Йыйылышта барыһыла әүҙем ҡатнашты, бөтә һорауҙарзы ҡарап, ҡарарҙар ҡабул иттелар

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».